Завершение контракта с Disney и рост интереса к отечественным графическим романам подтолкнули «Эксмо» к запуску редакции российских комиксов. Без премьер от Голливуда спрос на такие комиксы, как «Человек-паук» и «Мстители», падает
Издательство «Эксмо», входящее в топ-3 крупнейших российских издательств как по общему тиражу, так и по количеству непериодических изданий, запускает отдельную редакцию по работе с российскими авторами комиксов в рамках собственного подразделения «Комильфо». Об этом РБК сообщил гендиректор компании Евгений Капьев. Работа новой редакции начнется уже в августе. До конца года «Эксмо» планирует подписать контракты с 20 новыми авторами.
Необходимость запуска отдельного подразделения по работе с российскими комиксами Капьев объясняет в первую очередь ростом спроса на эту литературу. У «Эксмо» уже есть контракты с 11 российскими авторами комиксов, чья доля в общем объеме продаж этого сегмента за прошедший год составила 7%. Новых авторов издательство планирует искать на любительских форумах из числа тех, кто уже сформировал собственную аудиторию. Такую стратегию Капьев называет «беспроигрышным и взаимовыгодным вариантом»: «Авторы приведут за собой пул лояльных читателей, которые точно поддержат знакомых авторов. А мы, в свою очередь, обеспечим им большие тиражи и новую статью дохода».
Рост спроса на российские комиксы Капьев связывает с повышением их качества. «Наш номер один — это Федор Нечитайло, автор «Земли королей», — утверждает он. Также в тройку лидеров входят Лина Килевая с серией «Дух моей общаги», коллега Федора по студии «Феникс», и Мария Протас с трилогией «Дешево и сердито», книги которых известны уже десяткам тысяч читателей.
Еще один фактор, повлиявший на решение «Эксмо» сделать ставку на российские комиксы, — это истекающий контракт издательства с Disney, которой, в частности, принадлежат права на комиксы Marvel (выпускает серии «Мстители», «Люди Икс», «Человек-паук», «Фантастическая четверка» и др.). «Мы единственный в России игрок, которому удалось удержать Disney и договориться доработать в рамках заключенного контракта, — отмечает Капьев. — Сейчас мы в очень тяжелых переговорах, пытаемся этот контракт продлить. Но понятно, что прежнего спроса на комиксы Marvel уже не будет, потому что нет медиаподдержки. Если в прокате нет кино и мультфильмов, соответственно, падают и наши продажи. Но мы все равно считаем, что для российского читателя крайне важно иметь доступ к мировой культуре комикса».
За истекшее первое полугодие по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, по данным издательской группы «Эксмо-АСТ», куда входит «Эксмо», продажи комиксов Marvel упали на 24%. Сейчас их место, по данным пресс-службы компании, занимает манга, продажи которой выросли на 11% соответственно.
Схожую динамику отмечают и в книжных магазинах. По данным объединенной сети «Читай-город — Буквоед» (включает более 700 точек и считается крупнейшей в России), по общим итогам прошлого года произошло падение продаж Marvel на 15% к показателям 2021-го. На этом фоне комиксы и манга из Азии показывают планомерный рост, отмечают в сети, однако цифр не приводят. По данным книжного магазина «Библио-Глобус», в минувшем первом полугодии продажи комиксов Marvel также демонстрируют падение на 30% в экземплярах и на 29% по сумме реализации относительно аналогичного прошлогоднего периода. Однако в этом магазине констатируют и снижение спроса на мангу — на 45% в экземплярах и на 31% по сумме реализации.
Каковы перспективы российских комиксов
Комиксы российских авторов, по прогнозам Капьева, опередят западные в объемах продаж в течение двух-трех лет. Однако достичь доли азиатских, на которые приходится 70% продаж в этом сегменте, им вряд ли удастся, признает он: «В России просто колоссальная популярность японской манги, и интерес молодежи к азиатской культуре очень высок».
По данным Ozon, продажи китайских комиксов показали рост на 20% в минувшем первом полугодии к аналогичному периоду 2022-го. Среди наиболее популярных азиатских комиксов у покупателей маркетплейса серии книг «Человек-бензопила», «Берсерк» и «Магическая битва». В пресс-службе Wildberries, хоть и не отмечают резкого снижения спроса на издания о персонажах вселенной Marvel, подтверждают, что в этом году в топе покупок все чаще встречается продукция российских и азиатских авторов.